Дополнительная общеобразовательная программа

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Белоярский Городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Некрасовская основная общеобразовательная школа № 13»

Принята на заседании
педагогического совета
от «27» декабря 2022 г
Протокол №_4

Утверждаю:
Директор МБОУ «Некрасовская
ООШ № 13»
_______________/Яковлева М.В./
«_29_» _декабря_ 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности
«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы - составители:
учителя начальных классов
Кузнецова Е.И.
Исакова К.Г.
Михайлова Н.С.

с.Некрасово
2022
1

Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.......................................................................................... 3
1.1.Пояснительная записка.................................................................................. 3
1.2.Общая характеристика программы .............................................................. 4
1.3.Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа будущего
первоклассника»................................................................................................... 5
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ....................................................................... 11
2.1.Раздел «Речевое развитие» ............................................................................. 12
Программа курса «От слова к букве» .............................................................. 12
2.2.Раздел «Развитие математических способностей» ...................................... 19
Программа курса «Математические ступеньки» .. …..Ошибка! Закладка не
определена.19
2.3.Раздел «Экологическое воспитание» ............................................................ 23
Программа курса « Зелёная тропинка». ........................Ошибка! Закладка не
определена.23
2.4. Раздел «Развитие мелкой моторики»………………………………………26
Программа курса « Волшебный мир творчества»………………………….26
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................... 30
3.1.Учебный план ............................................................................................... 30
3.2.Система условий реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школа будущего первоклассника» ........... 31

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа будущего первоклассника» разработана на основе программы
Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет/
[Н.А.Федосова,Е.В. Коваленко, И.А.Дядюнова и др.;
науч.рук.Н.А.Федосова]. – М.:Просвещение, 2012, рекомендованной
Министерством образования РФ.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273ФЗ от 29 декабря 2012 года
Отличительной чертой развития образовательной системы на
современном этапе является активный процесс создания системы
непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения
функционирования и развития единой непрерывной системы образования —
это осуществление преемственности разных ступеней, в частности
преемственность дошкольного и начального образования.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при
разработке которых учитываются следующие тенденции развития
образования:
— от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости
от решаемых задач;
— от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального
развития;
— от статистической модели знаний к динамически структурированным
системам умственных действий;
— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и
индивидуальным программам обучения;
— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой
регуляции.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса
становится личностно-ориентированный, деятельностный подход, развитие
личностных компетенций.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей
обеспечить гуманный (комфортный) переход с одного образовательного
уровня на другой и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее
время перед образованием.
Цель программы –создание образовательной среды, способствующей
развитию потенциальных возможностей ребенка, предпосылок к школьному
обучению - формированию универсальных учебных действий; обеспечение
преемственности программ дошкольного и начального образования.
Основные задачи:
 развитие эмоционально-волевой сферы;
3

 развитие коммуникативных навыков;
 формирование и развитие психических функций и познавательной
сферы детей;
 сохранение и укрепление здоровья;
 развитие любознательности, творческой активности, инициативности,
самостоятельности;
 развитие личностных качеств;
 укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения
ребёнка к школе, мотивация к обучению;
 формирование ценностных установок и ориентаций;
 воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и
доброжелательности к людям.
1.2.Общая характеристика программы
Основные положения программы.
В основе подготовки к обучению в школе дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы ««Школа будущего
первоклассника» лежат личностно-ориентированные и развивающие
технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и
формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой
личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребёнка
проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры,
развивающие
практические
задания,
творческие
упражнения,
конструирование, аналитико-синтетические действия.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа будущего первоклассника»:
- обеспечивает постепенный переход от непосредственности к
произвольности;
- ориентирует не на уровень знаний, а на потенциальные возможности
ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
- осуществляет организацию и сочетание в единую смысловую
последовательность продуктивных видов деятельности;
- готовит переход детей от игровой деятельности к учебной, в том числе
в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
- создает условия для включения ребёнка в новые социальные формы
общения;
- формирует ценностные установки.
Подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер.
Программа не допускает дублирования программ первого класса
общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по данной
программе инварианта, готовит дошкольника к любой системе школьного
образования.
4

Реализация данной программы позволяет обеспечить психическое и
физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их
успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в
школе. Целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо
конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к
школьному обучению.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— наглядность;
— доступность и достаточность.
Ведущая деятельность: игра и продуктивная, творческая деятельность.
1.2.
Планируемые результаты освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Школа будущего первоклассника»
Целевые ориентиры
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования, утвержденном Приказом Министерством
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17
октября 2013 г. №1155, описаны целевые ориентиры, которые предполагают
формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной деятельности;
 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
5

радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет
разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
 у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения
и управлять ими;
 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной гигиены;
 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы
и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской
литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в различных видах деятельности.
Ожидаемые результаты освоения программы
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе
образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа
предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок
дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам
общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности,
сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических
функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
6

универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми
компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения
УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего
образования, составляет основу начального образования. В связи с этим,
создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее
важной целью программы.
В результате занятий по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» у
дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения
личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных,
коммуникативных) результатов, предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению)
дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие
для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить
(при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и
поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего
тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- уважать свою семью, родителей, доброжелательно относиться к
сверстникам;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их
поступкам;
- оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов
с точки зрения общечеловеческих норм;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему;
- освоить роль ученика; проявлять интерес (мотивации) к учению.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности:
«Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными
результатами
(предпосылками
к
их
формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных,
коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
7

- определять и формулировать цель деятельности на занятии под
руководством учителя;
- осуществлять действия по образцу и по предложенному учителем плану;
- сохранять заданную цель;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять контроль своей деятельности по результату;
- совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку
своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- оценивать результаты своей работы под руководством учителя;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;- анализировать объекты с
целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- сравнивать, сопоставлять и группировать различные объекты (числа,
геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- устанавливать аналогии;
- выделять общее и различное;
- делать простейшие выводы в результате совместной работы с учителем;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших
моделей, описывать предмет, картинку).
Коммуникативные УУД:
- называть фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- отвечать на вопросы учителя и других детей;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от
партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах
поведения и общения и учиться следовать им;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;

8

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае
общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике
ситуациях конфликтов интересов;
- участвовать в диалоге на занятии и других жизненных ситуациях;
- выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами предшкольной подготовки является
формирование следующих умений.
В результате обучения по дополнительной общеразвивающей программе
«Школа будущего первоклассника» дошкольник научится:
 распознавать первый звук в словах;
 внимательно слушать литературные произведения;
 называть персонажей, основные события;
 отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные
выводы;
 пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
 составлять элементарный рассказ по серии картинок;
 обсуждать нравственные стороны поступков людей;
 участвовать в коллективных разговорах;
 использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
 различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг,
квадрат), по цвету, по размеру;
 считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
 определять количество предметов в пределах 10, соотносить
количество с цифрами;
 ориентироваться в пространстве;
 ориентироваться в тетради в клетку;
 выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
 распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
 перечислять в правильной последовательности времена года;
 называть основные признаки времен года;
 перечислять в правильной последовательности времена года и суток.
получит возможность научиться:
 устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по
имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться,
благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
 различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
 различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки,
чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
 устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в
прямом и обратном направлении;
 присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
Портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе:
9

•
Физически
развитый,
овладевший
основными
культурногигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические
качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно
выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни.
•
Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем
внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных
видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за
помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в
образовательном процессе.
•
Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции
близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй,
рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного
искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
•
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с
взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и
невербальные средства общения, владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при
сотрудничестве).
•
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных
ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые
нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно
определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а
требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными
представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Соблюдает
правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах
(транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
•
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно
усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач
(проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от
ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок
способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке,
постройке, рассказе и др.
•
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе,
собственной принадлежности и принадлежности других людей к
определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
10

об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к
нему; о мире.
•
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции.
•
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка
сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления
различных видов детской деятельности.
Подведение
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа будущего
первоклассника» - проведение «Дня открытых дверей» для родителей
будущих первоклассников.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный
законченный блок. Переходная ступень обеспечивает преемственность в
развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к
обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого
является развитие ребенка.
Особенностью содержания подготовки к школе является то, что
материал разработан на интегрированной основе и деление содержания на
предметы условно. Условность обозначена подготовкой ребенка к названию
школьных предметов.
В основе интеграции лежат следующие принципы:
— интеграция всех видов искусства и разных видов художественнотворческой деятельности с целью воспитания восприятия и познания образа,
представленного средствами выразительности разных видов искусства, и
развития умения осознавать прекрасное, творчески мыслить;
— взаимосвязь ребенка с окружающим миром, учитывающая присущий ему
наглядно-образный характер познания;
— широкое включение искусства и произведений детского творчества в
жизнь ребенка и окружающую его среду;
— частая и незаметная смена деятельности в целях устранения разного рода
перегрузок.
Подготовка к обучению включает следующие разделы: «Речевое
развитие», «Развитие математических способностей», «Экологическое
воспитание», «Развитие мелкой моторики».

11

2.1. Раздел «Речевое развитие»
Программа курса «От слова к букве»
Программа курса «От слова к букве» (автор- Н.А.Федосова) решает
вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет
работу по совершенствованию устной речи.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством
которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
- создание условий для формирования многосторонне развитой личности
ребенка
(интеллектуальное,
духовно-нравственное,
эстетическое,
эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной
мотивации учения в школе;
- практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
- формирование элементарной культуры речи, совершенствование на
доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы по сравнению с уже
существующими
является
осуществление
интеграции
тесной
взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к
обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с
подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе
являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и
диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление
рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по
личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок,
рассказов, словесное рисование и т. д.);
— создание речевых высказываний различных типов: описания
(человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое
любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую
сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования
(различные виды пересказа, рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях
художественной литературы, что способствует обогащению речи детей,
расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и
эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию
литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной
школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие
читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из
актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для
занятий, содействующих речевому развитию детей, является окружающий
12

ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных
видов искусства (музыка, живопись) и др.
Возрастные особенности детей 6—7 лет обусловливают необходимость
использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и
активизации их словарного запаса и развитию речи.
При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью
взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными
иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по
содержанию
прочитанных
текстов,
пересказывают
прочитанное,
выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по
иллюстрациям загадки, сказки, рассказы.
В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с
ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое
воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления
окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической
речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь,
отчетливо произнося каждое слово.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для
осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и
эмоционального читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного
творчества и литературных произведений происходит интенсивное
многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное,
эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное
внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по
изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать
слово как основной элемент художественного произведения.
Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную
отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения
произведений художественной литературы; вести целенаправленную и
систематическую работу по формированию умения ребенка эмоционально
осмысливать художественное произведение, выражать собственное
восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям.
Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению
дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной
выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь
определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей
собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Чтение» в
начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно
затруднен.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению
является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и
стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это
достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным
13

отбором произведений для чтения: это должны быть произведения,
представляющие собой образцы детской художественной литературы,
отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей,
представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы,
стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием
преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые
импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы
и пр.).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению
грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по
правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию,
управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата
(развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов
и пр.);
— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок,
рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы,
связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием
сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать,
воспринять на слух выразительные языковые средства - эпитеты, сравнения,
разумеется, без использования терминологии);
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно
говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что
такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по
выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над
звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные
звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над
совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при
подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как,
кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо
подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки;
развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как
восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и
двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в
пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна
ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что
14

складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это
отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно
зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его
воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует
довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма
полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает
тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи
подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический
характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку
приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию
тонкой моторики и развитию координации движений.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это,
например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово»,
«Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори
быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови
звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению
письму и развивает их аналитические способности. Работа по
конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур,
элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы
различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать
тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к
восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета,
обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов,
дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в
ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Содержание программы
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и
активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами,
обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств
неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и
одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности,
поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительноласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие
слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи;
находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем
(стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно,
метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять
их в собственной речи.
15

Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание
роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать
произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к
тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки
связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и
последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с
опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном
событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине,
создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное —
развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и
исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий,
признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова,
использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать
умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации.
Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить
замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть
существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств
(материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность
понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их
использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь.
Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и
последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его
эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки,
скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать
умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную
тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья,
овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному
воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи
взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить
краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание
содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и
следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному
творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений.
Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих
и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных
навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а
также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое
внимание обращается на технику речи, в связи, с чем в занятие включаются
элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые
16

разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм
литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания,
губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и
сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков,
закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному
произношению,
орфоэпическим
нормам
литературного
языка.
Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в
произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический
слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с
этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять
правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на
слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому
произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса
(голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному
использованию интонационных средств. Знакомить с правильным
произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать
гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и
печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки
в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой
структуре.
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам
общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание,
благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному:
громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная
артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа,
громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на
обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и
жесты, не мешающие, помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной
деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное
17

слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным
иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
Тематическое планирование курса «От слова к букве»
№
Тема занятия
Кол-во
п/п
занятий
1. Сказка «Лиса и козел». Работа по содержанию текста.
1
Упражнение в пересказе диалога. Составление рифмы.
2. Составление рассказа по картине «В школу». Звуки [c], [ш].
1
Интонационная выразительность речи.
3.
Рассказ Ушинского «Четыре желания». Работа по
1
содержанию текста. Ритм, сила голоса.
4. Рассказ В.Бианки «Купание медвежат». Работа по
1
содержанию текста. Звуки [з], [ж]. Работа со
скороговорками.
5. Составление рассказа по картинкам по теме «Домашние
1
животные». Составление рифмы. Работа над темпом и силой
голоса.
6. Составление текста – поздравления. Звуки [с], [ш].
1
Вопросительная, утвердительная интонации.
7. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца». Работа
1
над силой голоса.
8. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца». Потешки.
1
Ритм, темп речи, сила голоса.
9. Рассказ Е.Пермяка «Первая рыбка». Работа по содержанию
1
текста.
10. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза». Звуки
1
[с] – [с’], [з] – [з’].
Составление загадок.
11. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка».
1
Звуки [в], [ф].
12. Сказка «У страха глаза велики». Работа по содержанию
1
текста. Работа над выразительной передачей речи
18

персонажей.
13. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг». Звуки
1
[ш], [ж]. Вопросительная и повествовательная интонация.
14. Составление рассказа на тему «Как мы зимой играем на
1
участке». Словесное рисование.
15. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.
1
16. Составление рассказа «Как ежик попал в беду» по серии
1
сюжетных картин.
17. Составление рассказа «Как звери пошли гулять» по серии
1
сюжетных картин. Интонация.
18. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии
1
сюжетных картин.
19. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам.
1
Звуки [р], [л]. Громкость голоса, темп речи.
20. Рассказ М.Пришвина «Еж». Работа по содержанию текста.
1
Составление рассказа на тему из личного опыта.
21. Сказка Л.Толстого «Белка и волк». Работа по содержанию
1
текста.
22. Сказка «Как аукнется, так и откликнется». Работа по
1
содержанию текста. Звуки [ш], [ж], [р]. Сила голоса, темп
речи.
23. Описание пейзажной картины. Словесное рисование.
1
Интонационная окраска (чувства радости и огорчения).
24. Составление рассказа по картине «Если бы мы были
1
художниками». Звуки [р], [р’]. Слоги, ударения.
25. Рассказ М.Пришвина «Золотой луг». Работа по содержанию
1
текста. Регулирование темпа речи и силы голоса.
26. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами»,
1
«Ежи», «Белки».
27. Составление рассказа на тему «Веселое настроение».
1
28. Сочинение сказки на заданную тему. Интонация (чувства
1
радости, безразличия, огорчения).
Итого:
28
2.2.Раздел «Развитие математических способностей»
Представлен программой курса «Математические ступеньки»
Автором данного кура является С. И. Волкова. Предлагаемый курс
определяет содержание работы по математической подготовке детей 6-7 лет
к обучению в школе и задает основные направления реализации общих
психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.
Главные цели курса математики подготовительного периода — это
формирование начальных математических представлений и развитие на их
основе познавательных способностей дошкольников.
Программа
"Математические ступеньки" направлена на развитие
умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые
19

свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность,
уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и
разработки форм представления материала для математической подготовки
детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение
общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и
интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей
математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы
подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического развития познавательных способностей, которая
осуществляется через развитие у детей познавательных процессов:
восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены
три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число,
основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая
(прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма,
размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших
геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и
содержательно-логическая, построенная в основном на математическом
материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития
внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие
познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным,
если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной
математическим содержанием, направляется специальным подбором и
структурированием заданий, формой их представления, доступной,
интересной и увлекательной для детей этого возраста. В процесс работы с
математическим материалом систематически включаются задания,
направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений,
анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого,
проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи
ребенка.
Развитие познавательных процессов — восприятия, воображения,
памяти, мышления, внимания, речи — позволяет целенаправленно и
систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это
необходимое условие их подготовки к школе.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к
обучению математике в школе, являются практические методы, метод
дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в
различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается
практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать
20

математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя
действия с предметами, предметными картинками, моделями геометрических
фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим
для математики способом познания окружающего мира – методом
моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется
выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется
моделирование цифр из плоскостных элементов).
Кроме
того,
более
активное
использование
разнообразных
дидактических игр математического содержания позволяет, с одной стороны,
углублять математические знания, а с другой — способствует формированию
умений общаться с преподавателем, развивает навыки сотрудничества со
сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном
ритме со всеми, когда это необходимо.
Использование специально отобранного математического содержания и
методов работы с ним позволит осуществить предматематическую
подготовку дошкольников и вывести общее развитие детей на уровень,
необходимый для успешного изучения математики в начальной школе.
Содержание программы
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше,
меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и
последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел.
Сравнение чисел первого десятка двумя способами.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда:
наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в
этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого
элемента.
Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества
предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый
счет, его отличия от счета количественного.
Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников,
прямоугольников и др.).
Десяток.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».
Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций
сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «»).
Целое и часть.
Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по
рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.
Составление задачи по схематическому рисунку и схематического
рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об
21

универсальности математических способов познания мира (одна и та же
модель для задач с различными сюжетами).
Содержательно-логические
задания
на
более
сложном
математическом материале на развитие:
внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и
различий, игры «Веселый счет», «Исправь ошибки» и др.);
воображения (деление геометрических фигур на части, составление
фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего
количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке;
дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из
нескольких предложенных);
памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного
арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые
диктанты на математическом материале с определением закономерности
следования элементов);
мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление
закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение
простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным
признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по
заданным условиям)
Планируемые результаты:
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и
др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном
направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т. д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше,
ниже, между и т. д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия;
упорядочивать их;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с
любого числа;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше,
столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать
результат числом;
- знать различие между цифрой и однозначным числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл
действий сложение и вычитание;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры (треугольник,
прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;
- воспринимать учебно-познавательную задачу и способы ее решения;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие
мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая их сходство и
22

различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам,
выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий,
проводить простейшие логические рассуждения и др.).
Тематическое планирование курса «Математические ступеньки»
№
п/п

Тема занятия

Цифровой период (9 ч)
1. Количество и счет. Число и цифра 1. Сравнение
группы предметов.
2. Количество и счет. Число и цифра 2. Состав числа 2.
3. Количество и счет. Число и цифра 3. Состав числа 3.
4. Количество и счет. Число и цифра 4. Состав числа 4.
5. Количество и счет. Число и цифра 5. Состав числа 5.
Точка, прямая и кривая линии. Закрепление состава
чисел 1- 5.
6. Количество и счет. Число и цифра 6. Состав числа 6.
Отрезок. Луч.
7. Количество и счет. Число и цифра 7. Состав числа 7.
8. Количество и счет. Число и цифра 8. Состав числа 8.
9. Количество и счет. Число и цифра 9. Состав числа 9.
Закрепление состава чисел 6 - 9.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (8 ч)
10. Смысл сложения. Сложение вида +1.
11. Сложение вида +2
12. Сложение вида +3
13. Сложение вида +4.
14. Смысл вычитания. Вычитание вида -1
15. Вычитание вида -2
16. Вычитание вида -3
17. Вычитание вида -4
18. Повторение и обобщение. Занимательная
математика.
Итого:

Кол-во
занятий
1
1
2
2
1

2
2
2
2

1
1
1
2
1
2
2
2
1
28

2.3.Раздел «Экологическое воспитание»
Представлен программой курса «Зеленая тропинка».
Программа «Зелёная тропинка» (автор - А.А. Плешаков) нацелена на
развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного
отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой
первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции
23

накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих
представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного
приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам
методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими
глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания
курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы
строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и
экологического знания с включением доступных элементарных сведений из
области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается
достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится
фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в
начальной школе.
В основу подготовки дошкольников к обучению положены
непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами,
осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной,
игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием,
вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется
формированию таких важных умений, как умение выделять свойства
предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные
признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким
образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта
познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения
программы начальной школы.
Курс «Зелёная тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных
предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и
интеллектуальных способностей.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательноисследовательская
деятельность.
Основное
внимание
уделяется
формированию универсальных предпосылок учебной деятельности - умении
работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей
детей, логическим действиям.
Содержание программы
Окружающий мир и наша безопасность.
Правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира
транспортного средства. Экскурсия по школе.
Звёзды, Солнце и Луна. Наблюдение звёздного неба, выделение
отдельных созвездий. Солнце и его роль для жизни на земле. Наблюдение
Луны на небе. Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны
относительно друг друга. Радуга-украшение мира.
Чудесный
мир
растений
и
грибов.
Растения нашей местности, распознавание их в природе. Декоративные
растения.
Раскрашивание
изображений,
рисование,
изготовление
аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся
24

размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Грибы.
Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Наши друзья животные.
Домашние животные. Животные нашей местности.
Насекомые. Их распознавание на рисунках и в природе. Коллективное
изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек,
украшение макета цветущего луга).
Разнообразие птиц. Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и
других птиц ближайшего природного окружения (особенности
передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими
птицами и т. д.). Сравнение их по размерам и окраске. Разнообразие зверей.
Сравнение их по размерам, форме тела и окраске.
Лягушки, улитки, черви – тоже животные.
Отношение людей к животным. Правила безопасности при встречах и
общении с животными.
Круглый год.
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие
признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление
причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями
(положение Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей).
Различное отношение человека к природе. Оценка поведения человека в
природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на
льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Планируемые результаты:
- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
- перечислять в правильной последовательности времена года;- называть
основные признаки времен года;
- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально
опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила
безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;
- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному
окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.
№
п/п

Тематическое планирование курса« Зелёная тропинка»
Тема занятия
Кол-во
занятий
Круглый год (1 ч)

1.
2.
3.
4.

Времена года.
Чудесный мир растений и грибов (5 ч)
Травы, кустарники, деревья. Как узнать растения?
Овощи и фрукты.
Съедобные и ядовитые растения.
25

2
2
2
1

5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.

Лекарственные растения.
Мхи и папоротники.
Ягодные растения.
Комнатные растения.
Садовые растения. Цветы.
Грибы. Отношение людей к растениям и грибам: каким оно
должно быть?
Звёзды, Солнце и Луна (2 ч)
Звёздное небо. Наблюдение.
Солнце и Луна.
Наши друзья животные (6 ч)
Как узнать животных?
Домашние и дикие животные.
В мире насекомых.
В мире рыб.
В мире птиц.
В мире зверей.
Какие ещё бывают животные?
Отношение людей к животным: каким оно должно быть?
Окружающий мир и наша безопасность (3 ч)
Правила безопасности дорожного движения.
Пожарная безопасность.
Человек и природа. Отношение людей к природе: каким оно
должно быть?
Итоговое занятие «В мире природы».
Итого:

1
1
1
1
1
1

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28

2.4. Раздел «Развитие мелкой моторики»
Раздел представлен программой курса «Волшебный мир творчества».
Программа курса «Волшебный мир творчества»

Рабочая программа по курсу «Волшебный мир творчества» разработана на
основе модуля «Трудовая деятельность» программы Н. А. Федосовой
«Преемственность. Подготовка детей к школе». Программа утверждена
МО РФ (Москва 2014 г.) в соответствии с требованиями Федерального
компонента государственного стандарта начального образования и
направлена на подготовку детей старшего дошкольного возраста к
освоению этнокультурных знаний, к восприятию нравственных и
эстетических ценностей традиционной отечественной культуры в
условиях поликультурного и поли конфессионального российского
общества.
Программа ставит перед собой цель: раскрыть и развивать
творческие способности и задатки, заложенные в ребенке через занятия
26

изобразительным искусством, пластикой, художественны
конструированием.
Программа направлена на раскрытие у дошкольников творческих
навыков, воображения, приобщение к окружающему миру и искусству,
расширение кругозора, создание условий, в которых дети могут проявить
свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в
коллективной работе.
Настоящая программа призвана научить детей не только
репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации,
осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём
творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в
дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного
развития и облегчит подготовку к школе. Программа предлагает
тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме
развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен
двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты
координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие
пространства, внимание, воображение, память, мышление.
Программа рассчитана на детей в возрасте 6 - 7 лет и учитывает их
возрастные и индивидуальные особенности.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Волшебный мир творчества» отводится 28 часов
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Планируемые результаты:
К концу года дети могут:
- Называть основные выразительные средства.
- Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства,
эстетической развивающей среде.
В лепке:
- Лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы
способы.
- Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции,
позы и движения фигур.
- Создавать изображения по мотивам народных игрушек.
В аппликации:
- Изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя
крупу разной фактуры и разнообразные приемы работы.
- Создавать сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и
27

коллективные).
Тематическое планирование курса «Волшебный мир творчества»
№
Тема занятия
Кол-во
п/п
занятий
1.
Знакомство. Пальчиковая гимнастика. Название пальцев и их
1
лица. Правила посадки.
2.
Блок «Точка».
1
Клетка. Центр клетки. Обводка клеток по образцу. Письмо
больших и маленьких клеточек. Игра с крупой «Золушка»
(рис, горох)
3.
Клетка. Точка в середине клетки. Обводка клеток по образцу.
1
Рисование узора по инструкции. Игра с крупой «Квадратик»
(манная крупа)
4.
Клетка. Деление точками сторон клетки. Обводка по образцу.
1
Штриховка грибочка. Работа с пластилином «Цветочек».
5
Блок «Точка». Обобщение и закрепление. Обводка по
1
образцу. Работа красками «Дождик».
6.
Блок «Палочка»
1
Горизонтальные палочки. Обводка по образцу. Штриховка жёлудь, вишня. Работа по клеточкам. Работа с пластилином
«Листик».
7.
Наклонные палочки. Дорисовывание их до фигур. Работа по
1
инструкции. Обводка по образцу. Штриховка «Ёлочка».
Работа по клеточкам. Работа с пластилином «Ёлочка».
8.
Наклонные палочки. Продолжение узора. Обводка по
1
образцу в цвете. Работа с пластилином «Ракета».
9.
Наклонные палочки. Продолжение узора. Обводка
1
одинаковых фигур. Наклонная штриховка - гусеница. Работа
с крупой «Причудливые насекомые» (манная крупа).
10. Работа с клеткой, письмо палочек. Наклонная штриховка 1
заяц. Работа с крупой «Солнышко» (манная).
11. Работа с клеткой, письмо палочек. Наклонная штриховка 1
мышка, ёжик. Работа с крупой «Бабочка» (манная).
12. Блок «Палочка». Обобщение и закрепление. Наклонная
1
штриховка на тему «Мебель».
13. Блок «Геометрические фигуры»
1
Ломаная линия. Выполнение сложной штриховки. Работа с
пластилином «Жгутики и разные буквы».
14. Круг размером с клетку. Точка в кругу. Круг разного
1
размера. Дорисовывание картинки по точкам. Сложная
штриховка - шорты, майка. Работа красками «Снеговик».
15. Квадрат. Прямоугольник. Сложная штриховка - дом.
1
28

16.

17.

18.

19.

20.
21.
22.

23.

24.

25.

26.
27.
28.

Построение дома из геометрических фигур. Работа красками
«Дом».
Блок «Геометрические фигуры» Обобщение и закрпеление..
Сложная штриховка - поезд. Построение поезда из
геометрических фигур. Работа цветными карандашами
«Поезд».
Блок «Дуга»
Получение фигур из дуг. Дорисоввывание картинок по
клеткам. Сложная штриховка - кастрюля, кружка.
Построение сложных фигур по клеткам. Работа красками
«Радуга»
Дуга. Обводка дуг, письмо по образцу. Построение фигур из
овалов и кругов. Дорисовывание второй части по точкам.
Штриховка «Сердце». Рисование красками «Танк».
Дуга. Обводка дуг, письмо по образцу. Построение фигур из
овалов и кругов. Дорисовывание второй части по точкам.
Штриховка «Дерево». Рисование красками «Дерево».
Дуга разного размера. Овал, многоугольник. Штриховка
«Цветок». Рисование красками «Бабочка».
Блок «Дуга» Обобщение и закрепление. Работа пластилином
«Тучка»
Блок «Предметные фигуры»
Предметные фигуры. Дуга и круг. Обводка предметов.
Сложная штриховка - груша. Вырезание предметов.
Работа с клеткой. Точка в центре, на линиях. Дорисовывание
фигур по образцу в цвете. Вырезание предметов,
наклеивание их на лист.
Наклонные длинные линии. Графический диктант по
инструкции. Дорисовывание узора по образцу. Рисование
цветными карандашами «Мой загадочный мир».
Дуги. Дорисовывание строчек по образцу. Графический
диктант по инструкции. Творческая работа «Обведи и
раскрась». Работа с пластилином «Мои любимые буквы».
Предметные фигуры. Самостоятельная работа. Графический
диктант.
Квадраты и треугольники - штриховка. Графический
диктант. Работа с крупой.
Блок «Предметные фигуры». Обобщение и закрепление.
Работа с цветными карандашами Моя любимая игрушка».
Итого:

29

1

1

1

1

1
1
1

1

1

1

1
1
1
28

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Учебный план
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа будущего первоклассника» предлагает систему адаптационных
занятий и состоит из следующих курсов : «От слова к букве»,
«Математические ступеньки», « Зелёная тропинка», « Волшебный мир
творчества».. Возраст детей – 6 -7 лет. Занятия организуются на базе МБОУ
«Некрасовская основная общеобразовательная школа № 13».
Образовательная
область

Раздел

Название курса

Кол-во
занятий
в учебном
году

Филология
(обучение
грамоте и
русский язык)

Речевое
развитие

«От слова к букве»

28

Математика и
информатика
(математика)

Развитие
математических
способностей

«Математические
ступеньки»

28

« Зелёная тропинка»

28

«Волшебный мир
творчества»

28

Обществознание
и естествознание
(окружающий
мир)
Изобразительное
искусство и
художественный
труд
Итого:

Экологическое
воспитание
Развитие
мелкой
моторики

112

Сроки реализации программы
Программа реализуется в течение 1 года:
- начало занятий – 01 октября учебного года;
- окончание занятий – 30 апреля текущего учебного года.
30

Программа рассчитана на 28 учебных недель, общее количество учебных
занятий – 112.
Формы и режим занятий
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
- режим занятий: 2 раза в неделю (вторник, четверг) – 2 занятия по 25 минут
с перерывами на отдых 10 минут.
- форма проведения занятий – групповая.
3.2. Система условий реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школа будущего первоклассника»
Условия,
необходимые
для
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа будущего
первоклассника» – совокупность факторов, оказывающих влияние на
эффективность и результативность образовательной программы.
Кадровые условия – совокупность требований к кадровому составу.
Педагоги совершенствуют условия для получения дошкольниками
качественного образования, сохранения здоровья, их воспитания и развития,
владеют современными технологиями, активно применяют в своей
деятельности современные информационно-коммуникативные технологии,
ставят
перед
собой
высокие
цели,
ориентированы
на
самосовершенствование. Укомплектованность педагогическими кадрами –
100 % .
Правовое обеспечение – нормативная база сформирована и
обеспечивает качественную реализацию дополнительной общеразвивающей
программы «Школа будущего первоклассника».
Психолого-педагогические условия – совокупность требований к
содержанию, способам и формам образовательного процесса, соответствуют
возрастным
возможностям
дошкольников,
целям
и
задачам
подготовительных курсов.
Психолого-педагогические
условия
реализации
программы
дополнительной общеразвивающей программы «Школа будущего
первоклассника» отражены в нижеприведённой программе психологопедагогического сопровождения образовательного процесса предшкольной
подготовки.
Деятельность психолога базируется на общечеловеческих этических
нормах, принципах гуманизации и дифференциации образовательного
процесса. Концептуальной основой деятельности педагога-психолога
является Педагогика Успеха.

31

Цель программы - психологическое сопровождение ребенка 5,5-7 лет,
направленное на становление его мотивационной, личностно-волевой,
коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи:
 формирование позитивной мотивации к обучению;
 формирование внутренней позиции школьника и ориентации на
школьно-учебную деятельность;
 профилактика школьной тревожности;
 формирование самосознания и адекватной самооценки, повышение
уверенности в себе;
 развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния
и двигательной активности, а также произвольности в целом;
 развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и
при взаимодействии с другими людьми, социальных чувств и
коммуникативной компетентности.
Основные направления деятельности:
а) комплексная диагностика готовности к школе
В соответствии с приложением к приказу Министерства образования и
науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года необходимо
обеспечить возможность диагностики степени физического, социального и
психического развития ребёнка и его готовности к школе. Для проведения
диагностики используется метод наблюдения и задания, представленные в
пособии В.А. Солнцевой, Т.В. Беловой «Готов ли я к школе?» (Москва.
Просвещение, 2012 г.)
б) профилактическая и коррекционная работа, направленная на
предупреждение и преодоление проблем
в)консультативная деятельность (индивидуальные и групповые
консультации по результатам обследования детей)
г) организация работы родительского лектория «Скоро в школу»
При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь
со стороны родителей.
Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по
подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций
логопеда , предусмотренные в рамках программы информируют родителей
об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о
роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации лекций и
консультаций для родителей задействованы педагог-логопед и учителя
начальной школы.
Октябрь:
32

1.Лекция «Родитель – это профессия».
2.Консультация «Ваш ребенок идёт в школу».
Ноябрь:
1.Лекция «Готов ли ваш ребенок к первому классу», «Развитие внимания у
детей».
Декабрь:
1. Лекция «Нужно ли ребёнка учить читать до школы? Воспитание у ребёнка
интереса к чтению».
Январь:
1.Лекция «Дидактические игры в семье как средство развития
познавательной деятельности»
2. «Развиваем память, внимание и мышление у детей».
Февраль:
1. Лекция «Мальчики и девочки – два разных мира: учить по-разному,
любить по-разному».
Март:
1.Лекция «Развитие мелкой моторики. Готовим руку к письму»».
2. «Воспитание у ребенка самостоятельности, ответственного отношения к
своим обязанностям»
Апрель:
1.Лекция «Первые дни ребенка в школе. Как помочь ребенку адаптироваться
в школе».
2. «Диагностика готовности детей к школе. Методические рекомендации по
преодолению выявленных трудностей».
Материально-технические условия – совокупность требований к
обеспечению учебного процесса оборудованием, помещениями и иными
видами имущества в соответствии с требованиями СанПиН.
Современная материально-техническая база позволяет создать все
необходимые условия для получения детьми качественного образования,
сохранения их здоровья, воспитания и развития. Организация
образовательного процесса осуществляется в условиях классно–кабинетной
системы в соответствии с основными нормами техники безопасности и
санитарно гигиеническими нормами.
Образовательный процесс оснащён всем необходимым оборудованием.
Информационное оснащение и обеспечение реализации образовательной
программы – совокупность требований, направленных на обеспечение
широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников
образовательного процесса к информации в сети Интернет. Педагогам и
учащимся школы обеспечена возможность доступа в Интернет.
В каждом кабинете школе есть необходимое оборудование для
использования
информационно-коммуникационных
технологий
в
образовательном процессе. Стационарное и переносное оборудование
33

обеспечивает
современное
образовательного процесса.

мультимедийное

сопровождение

Учебно-методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей
программы «Школа будущего первоклассника» – совокупность требований,
перечень
необходимой
учебной
и
методической
литературы,
информационных баз, иных ресурсов, необходимых для эффективного и
качественного образовательного процесса.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего
первоклассника» разработана на основе программы «Преемственность»
Федосовой Н.А. Концепция программы рассматривает дошкольное и
начальное обучение в системе непрерывного образования, предлагает
личностно-ориентированную модель подготовки к школе и позволяет
организовать системную подготовку детей к обучению в начальных
классах. Комплект пособий подготовлен ведущими специалистами
дошкольного и начального образования. Пособия комплекта позволяют
обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который
необходим для их успешного включения в учебную деятельность и
дальнейшего обучения в школе. Учебный комплект не допускает
дублирования материалов первого класса общеобразовательной школы и
дает возможность подготовить ребенка к обучению по любой системе.

Образовательная
Название курса
область
Обучение грамоте «От слова к
и русский язык
букве»
Математика

Окружающий мир

Изобразительное
искусство и
художественный
труд

Учебно-методический комплект
для учащихся
Федосова Н.А. От слова к букве:
Учебное пособие для подготовки
детей к школе: в 2 ч. - М.:
Просвещение, 2021.
«Математические Волкова С.И. Математические
ступеньки»
ступеньки: Учебное пособие для
подготовки детей к школе. - М.:
Просвещение, 2021.
Плешаков А.А. Зелёная тропинка:
«Зелёная
тропинка»
Учебное пособие для подготовки
детей к школе. - М.: Просвещение,
2021.
«Волшебный мир Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р.
Макарова, А. Н. Щирова учебное
творчества»
пособие для подготовки детей к
школе «Волшебный мир народного
творчества» М.:Просвещение ,2021

34

Перечень учебного и компьютерного оборудования
для оснащения образовательного процесса по дополнительной
общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника»

Средства ИКТ

Цифровые
образовательные
ресурсы

Учебнометодическая
литература

Компьютер (на рабочем месте учителя)
Лицензионное программное обеспечение,
необходимое для организации учебного процесса.
Колонки
Мультимедийный проектор (установленный в
соответствии с требованиями техники безопасности)
Интерактивная доска или экран
Документ-камера
МФУ
Электронные тренажёры, мультимедийные
презентации
Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
«Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/
Перечень Интернет-сайтов
1. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия
http://nachalka.info/
2. Лукошко сказок
http://www.lukoshko.net
Методическая литература для учителя:
 Преемственность: программа по подготовке детей
к школе 5-7 лет / Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко,
И.А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н.А.Федосова –
М.: Просвещение, 2015.
 Плешаков А.А. Зеленая тропинка: пособие для
детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2016.
 Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования, утвержденный
Приказом Министерством образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от
17 октября 2013 г. №1155.
 Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие
для детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2016.
 Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для
детей 5-7 лет, В2ч. – М.: Просвещение, 2016.
 Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие
тексты и упражнения. – СПб.: Питер, 2004.
 В мире звуков и букв: учебно-методическое
пособие для подготовки к школе /
35

Учебнопрактическое
оборудование

Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова. – М.: Астрель,
2016.
 В мире чисел и цифр учебно-методическое пособие
для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.Л.
Андрианова. – М.: Астрель, 2016.
 Меттус Е.В. Система работы по проблемам
будущих первоклассников. – Волгоград: Учитель,
2007.
 Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития
речи дошкольников: Пособие для родителей и
педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
 Шпикалова Т.Я. и др. Волшебный мир народного
творчества: пособие для детей 5-7 лет. – М.:
Просвещение, 2016.
 Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологопедагогическая готовность ребенка к школе. – М.:
Владос, 2002.
 Солодянкина О.В. Комплексная оценка готовности
ребенка к школе. – М.:АРКТИ, 2010.
Художественная литература по программе:
- художественные книги;
- сборники сказок, стихов, загадок.
Комплекты для обучения грамоте:
 Карточки для звукового анализа
 Лента букв
 Азбука в картинках (комплект таблиц)
Комплекты для обучения математике:
 Счетный материал демонстрационный
 Демонстрационные счетные палочки
 Модель часов
Наборы предметных картинок
Муляжи
Портреты поэтов и писателей
Развивающие игры, лото

Экранно-звуковые
средства

Коллекция мультимедийных презентаций

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».